Дошкольное образование

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первым уровнем общего образования.

Система оценки качества дошкольного образования – это информационно-аналитическая основа управления качеством образования на всех уровнях: региональном, муниципальном, на уровне образовательной организации дошкольного образования.

Цели системы оценки качества дошкольного образования:

1) установить соответствие качества дошкольного образования:

  • требованиям ФГОС ДО;
  • потребностям участников образовательных отношений;

2) выработать единый общий подход к пониманию качества дошкольного образования для обеспечения согласованности деятельности всех элементов системы образования (образовательных организаций, органов управления образованием, организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования, и др.), направленной на реализацию права граждан РФ на получение качественного дошкольного образования.

  

>>>ИССЛЕДОВАНИЯ<<<

1. Лонгитюдное исследование качества дошкольного образования (организатор - Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки).

Исследование проводилось с использованием международного инструмента «Шкалы комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS-R». Авторы Шкал соотносят оценку качества дошкольного образования с образовательной деятельностью и условиями её реализации, которые являются составляющими понятия «образовательная среда», основное внимание уделяя потребностям детей и способам удовлетворения этих потребностей.

9 ДОО города Челябинска и Магнитогорска приняли участие в этом исследовании.

Результаты исследования качества дошкольного образования за 2016-2018 гг. размещены на сайте ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования»: https://fioco.ru/results_niko

2. Инструментарий оценки качества дошкольного образования в возрасте от 3 до 7 лет (разработчик - Федеральный институт развития образования РАНХиГС по заданию Министерства просвещения Российской Федерации).

Цель инструментария оценки качества дошкольного образования – совершенствование подходов к оценке качества дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Предлагается организовывать и проводить оценку качества дошкольного образования методом педагогического наблюдения, результаты которого заносятся в унифицированные формы «Карты развития».

Преимущества предлагаемого инструментария в том, что он не относится к конкретной образовательной программе дошкольного образования и может быть встроен в любой образовательный процесс. По итогам сведения унифицированных форм «Карты развития» всех или выборки ДОО можно оценить качество дошкольного образования по населенному пункту или региону.

Все материалы инструментария оценки качества дошкольного образования представлены на сайте Федерального института развития образования РАНХиГС и находятся в свободном доступе для скачивания.

3. Мониторинг качества дошкольного образования(организатор - Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки)

Цель МКДО: совершенствование системы управления качеством дошкольного образования Российской Федерации. Формирование системы надежных данных о качестве дошкольного образования как основы для развития дошкольных образовательных организаций, муниципальной, региональной и федеральной системы дошкольного образования.

Мониторинг, реализуемый на методологической основе Концепции МКДО, позволяет усовершенствовать механизмы как внутренней, так и внешней оценки качества образования в ДОО, получить данные, необходимые для развития муниципальной, региональной и федеральной системы образования, повысить прозрачность ключевых аспектов современного российского дошкольного образования для всех заинтересованных лиц.    

В 2020 году 78 организаций Челябинской области, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования, приняли участие в мониторинге качества дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет (экспериментальный режим). 10 организаций Челябинской области, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования, приняли участие в мониторинге качества дошкольного образования для детей от 0 до 3 лет (режим апробации).

Дополнительная информация по МКДО

 

>>>МЕРОПРИЯТИЯ<<<

Семинары на тему содержания и применения инструментария оценки качества дошкольного образования (в форме вебинаров) с 11 по 18 ноября 2019 года (Федеральный институт развития образования РАНХиГС): http://firo-nir.ru

Всероссийская научно-практическая конференция «Оценка качества дошкольного образования: стратегия и инструментарий» (г. Москва) 3-4 декабря 2019 года (Федеральный институт развития образования РАНХиГС): http://www.firo-nir.ru/index.php/konferentsiya.html

>>>НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ<<<

Письмо Рособрнадзора № 13-362 от 19.08.2019 г. «О проведении мероприятий в рамках мониторинга качества дошкольного образования» 

Приказ Минобрнауки Челябинской области № 01/3917 от 28.10.2019 г. «Об участниках апробации проекта Концепции мониторинга качества дошкольного образования»

Приказ Минобрнауки Челябинской области № 0174492 от 10.12.2019 г. «О назначении регионального координатора мониторинга качества дошкольного образования в Челябинской области» 

>>>МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ<<<

Презентация. Инструментарий оценки образовательной среды ДС (ECERS) 

Результаты исследования качества дошкольного образования за 2016-2018 гг. (ФИОКО)

Дошкольное образование (сборник ФИРО) 

Унифицированная карта развития детей (бланк)